Еще в 1985 году компания Öhlins представила первый функциональный рулевой демпфер для внедорожной езды. Он широко и успешно использовался на мотоциклах Yamaha, особенно на Yamaha YZM5OO 1987 года выпуска c алюминиевой рамой. Тот дизайн Öhlins и его модификации до сих пор пользуются большим спросом.
Компания Honda сделала очередной прорыв в этой области, установив новый рулевой демпфер HPSD на свои мотоциклы CRF250 и CRF450 2008 модельного года. Honda установила 22-миллиметровую траверсу с механизмом HPSD, рассчитывая, что такая комбинация сделает мотоциклы CRF более устойчивыми на поворотах (особенно на сухих, плотных грунтах). Не далее как в 2004 году гонщики команды Honda Riders использовали рулевой демпфер, разработанный корпорацией Showa. Его использование должно было оставаться в секрете, и изобретение тщательно пряталось за передними номерными табличками мотоциклов Рикки Кармайкла и Кевина Уиндхема, но «секрет» все время выскальзывал наружу.
Как работает HPSD? Новый рулевой демпфер Honda крепится к центру нижней траверсы. Система демпфирования реагирует даже на очень малое отклонение от средней линии – всего пять градусов в любом направлении от центра. Если Вы поворачиваете руль вправо или влево, система автоматически демпфирует боковые отклонения. Система действует соответствующим образом и в тот момент, когда Вы выходите из поворота.
Рулевой демпфер является позиционно-чувствительным (реагирует на градус отклонения от центральной линии), чувствительным к скорости (амортизация усиливается при увеличении нагрузки на руль) и пропорциональным (реагирует как на направление движения, так и на скорость и угол наклона).
Рулевой демпфер HPSD работает таким образом, что когда переднее колесо находится на центральной линии, амортизатор остается в позиции среднего хода. Чем сильнее мотоциклист поворачивает руль, тем более усиливается амортизация концов рулевой арки.
В чем отличие нового демпфера Honda от привычного Öhlins? Прежде всего, в назначении этого прибора. Honda утверждает, что HPSD создан не просто для устранения тряски, а прежде всего для того, чтобы усовершенствовать работу переднего колеса и облегчить управление мотоциклом.