Когда компания BMW на 82-ом году своей деятельности (2004) объявила, что будет напрямую конкурировать с японскими производителями в открытом классе спортбайков, многие были в шоке.
В конце концов, у баварского производителя сложился своеобразный, не похожий на остальные заводы имидж. Четырехцилиндровый двигатель объемом 1200 куб. см, установленный поперек рамы - так же, как, например, у Honda CBR1100XX, Kawasaki ZX-12R и Suzuki Hayabusa - мягко говоря, был для BMW нетрадиционным решением.
Впрочем, затем начались проблемы. На первой презентации прошлым летом журналисты отмечали рывки впрыска топлива, которые до недавнего времени, были недостатком некоторых фирменных двухцилиндровых моделей серии R. Плюс, партия распределительных валов оказалась бракованной, поэтому производство было остановлено, а мотоциклы вернулись из магазинов на завод.
Поэтому, когда группа американских мотожурналистов собралась в Калифорнии, чтобы, наконец, получить возможность сесть в седло последней машины BMW, от мотоцикла и тест-райда ждали очень многого.
Оправдал ли новый мотоцикл K1200S ожидания водителей-испытателей, которым приглось запастись терпением с июля 2004 года? Мы представляем первое впечатление журналистов Американской Ассоциации Мотоциклистов после однодневного тестирования новой спортивной машины.
Для спортбайка посадка водителя удивительно свободная. Подножки расположены так, что даже высоким мотоциклистам не приходилось причудливо изгибать ноги, а руль не переносит много веса на запястья, даже когда машина стоит на месте. Но когда заводишь двигатель объемом 1157 куб. см и открываешь газ, чувствуешь, что мотор стремится быстро набирать обороты, и понимаешь, что этот мотоцикл не похож на все предыдущие машины марки BMW.
Когда едешь на мотоцикле, выясняется, что время на доводку системы впрыска было потрачено не зря. Новая машина K1200S мягко устремляется вперед даже тогда, когда ты совсем немного открываешь заслонку.
Нижний диапазон распределения мощности мягкий, как у туристического мотоцикла, но когда скорость двигателя достигает 4000-6000 оборотов в минуту, ты чувствуешь, что мотор начинает оживать. Когда еще больше наращиваешь обороты, машина начинает показывать серьезную мощность.
Фирма BMW говорит, что мотор вырабатывает 167 сил при 10.250 об./мин., а красная зона начинается на 11.000 оборотах, что вполне сопоставимо с японскими конкурирующими марками. Для того чтобы убедиться в заявлениях немецкой компании, нужно провести независимые тесты на динамометре, но по ощущениям кажется, что новая машина K1200S развивает почти в два раза большее значение мощности по сравнению с некоторыми последними двухцилиндровыми моторами BMW.
В характеристиках BMW указывает сухой вес новой машины на уровне 499 фунтов [226 кг] (мы подозреваем, что маркетинговый отдел фирмы настоял на том, чтобы это значение начиналось с цифры “4″). Колесная база очень длинная - 61,8 дюйма (157 см), поэтому мотоцикл K1200S длиннее таких мотоциклов, как Harley-Davidson Sportster или Honda ST1300
Впрочем, не следует верить этим цифрам. На ходу K1200S кажется гораздо более компактной машиной. Байк кажется легче и короче за счет новой передней подвески Duolever, которая является результатом десятилетних экспериментов BMW с альтернативными конструкциями передней части мотоциклов.
Как и в передней подвеске Telelever, которую заменила конструкция Duolever, в ней используется один амортизатор, установленный между двумя рычагами, которые контролируют вертикальное движение колеса. Суть конструкции заключается в том, чтобы разделить силы, возникающие при рулевом управлении, и силы при торможении и ускорении, которые влияют на переднее колесо. Подвеска Telelever за последние годы доказала жизнеспособность такого подхода, но стоила довольно дорого.
Когда традиционная вилка сжимается при торможении на входе в поворот, она делает круче угол наклона рулевой колонки, и байк быстро входит в поворот. Так как подвеска Telelever не изменяет угол наклона колонки, некоторые немецкие мотоциклы с подвеской Telelever выполняли повороты несколько медленнее. Но, кажется, подвеска Duolever мотоцикла K1200S устраняет ленивую реакцию руля. На низких скоростях на парковке машина кажется немного массивной, но когда едешь на нормальной скорости, руль реагирует легко и быстро.
Плюс, благодаря подвеске Duolever, ничто не ухудшает рулевое управление при прохождении поворота, независимо от того, что делает мотоциклист с газом и торможением. Можно открывать газ или тормозить в середине поворота, не нарушая траекторию прохождения машиной поворота; если газовать в повороте раньше, мотоцикл не сбивается на более широкий радиус.
Модель K1200S уже появилась у американских дилеров, и в базовой комплектации мотоцикл стоит 15.750 долларов.
Антиблокировочная тормозная система, новая система BMW ESA (Electronic Suspension Adjustment - электронная регулировка подвески) и двухцветная окраска предлагаются за дополнительную стоимость.
Фирма BMW решила продемонстрировать все самые лучшие особенности модели K1200S, поэтому организовала презентацию нового мотоцикла на южно-африканском гоночном треке Kyalami. Здесь нам не мешали тестировать мотор объемом 1157 куб. см с мощностью 123 кВт ни такси, ни полицейские.
Погода не радовала, и во время тестирования на треке шел сильный дождь, зато мы выяснили, что байк уверенно идет по мокрой трассе.
Единственный участок трека, на котором чувствовалась огромная колесная база мотоцикла (1571 мм), был поворот WesBank, который нужно проходить примерно на 40 км/ч. На этом участке переднее колесо начинало немного гулять, дергаться из стороны в сторону - не достаточно сильно для того, чтобы дестабилизировать байк, но достаточно чувствительно для того, чтобы дестабилизировать водителя.
Всю остальную трассу мотоцикл проходил четко по той траектории, которую намечал мотоциклист.
Нельзя передать словами, насколько уверенно себя чувствуешь на мокрой трассе на чужом, совершенно новом, необкатанном мотоцикле весом 226 кг.
На совсем низких оборотах заслонка становится немного резкой - наблюдается знакомый эффект “хлопающей двери”, присущий большинству систем впрыска топлива - но мягкий, как масло, четырехцилиндровый двигатель сглаживает этот эффект до такой степени, что рывок никогда не влияет на шасси.
Можно ли ездить на этом мотоцикле в утренние часы пик по мокрым и скользким городским улицам? Вне всякого сомнения.
Когда мы выехали на дороги, дождь продолжал идти, и иногда он был настолько сильным, что существенно ухудшалась видимость. Однако мотоциклы выдержали и это испытание - во время тест-райда мы не потеряли ни одну из восемнадцати машин BMW, которые были подготовлены для презентации.
Спортивный обтекатель, усеченный передний дефлектор и слегка приподнятая задняя часть машины прилично защищают водителя от погодных факторов, и длинный, тяжелый мотоцикл K1200S идет по дороге стабильно, как поезд, даже тогда, когда электронная регулировка подвески (дополнительная комплектация) установлена в самое мягкое положение, повышающее комфортабельность.
На последних 150 км дождь прекратился, и, хотя дороги по-прежнему оставались очень мокрыми, средняя скорость увеличилась, и я был очень доволен, что озябшие руки в тонких, летних перчатках согревали ручки BMW с обогревом.
Второй день тестирования был солнечным, и мы отправились на второстепенные дороги, где мотор продемонстрировал свои особенности. Двигатель удивительно легко разгоняется, энергично поднимая обороты до красной зоны - 11.000 оборотов в минуту, и ты спинным мозгом чувствуешь рев впускного трубопровода.
Мощность набирает силу примерно после 5500 оборотов, а в диапазоне от 8000 до 10000 об./мин. двигатель работает наиболее эффективно, но после пиковой мощности, которая вырабатывается на 10250 об./мин., мотор быстро теряет мощность, поэтому нет никакого смысла разгонять двигатель до ограничителя оборотов. Вы сможете добиться лучших результатов, если будете переключаться до 10000 оборотов, чтобы мотор работал в самом сильном диапазоне распределения крутящего момента.
Свыше 6000 об./мин. присутствует определенное количество вибраций - большая часть которых возникает во время разноса, торможения двигателем. Впрочем, к этому довольно быстро привыкаешь и начинаешь оставлять газ немного открытым, что существенно увеличивает среднюю скорость.
Коробка, в типичной для BMW манере, на низких оборотах работает с характерным щелчком, но на более высоких оборотах становится мягче и быстрее; включение повышающих передач без сцепления является нормой и влияет на шасси меньше, чем при использовании сцепления.
Мотоцикл впечатляет, если вы готовы к разгону крупного двигателя: 123 киловатта мощности - это серьезно. Большая машина K1200S разгоняется до “двухсот двадцати километров в час” быстрее, чем вы это прочитайте, а некоторые из журналистов разогнали мотоцикл до 260 км/ч, и у него еще оставался ресурс скорости.
Тормоза, как у всех больших Бимеров - EVO с электрическим усилителем марки Brembo. У тормозов типичная, едва заметная задержка при начальном срабатывании, за которой следует высочайший прилив тормозной мощности. BMW K1200S - один из мотоциклов, которому очень нужна в штатной комплектации комбинированная антиблокировочная тормозная система ABS, хотя по-настоящему высокоскоростные, серьезные пилоты предпочли бы, чтобы, при определенных обстоятельствах, ее можно было отключить.
Когда на торможении едешь вниз по бугристому спуску-повороту, ABS воспринимает работу передней подвески так, словно начинается проскальзывание, и отключает тормоз, в результате чего мотоцикл проходит поворот по более широкому радиусу.
Конечно же, чем быстрее едешь, тем сильнее проявляется этот эффект, и самый медленный мотоциклист, участвовавший в нашем коллективном тест-райде, даже не знал о том, что существует такая проблема. Я, в свою очередь, при прохождении этого поворота чувствовал этот эффект, но мой мотоцикл не сбивался с траектории.
Проблема возникала только у самых быстрых мотоциклистов (следует читать: у самых хулиганистых); вскоре они привыкли тормозить немного раньше на бугристых спусках, чтобы у них было время отреагировать на работу ABS.
На большинстве типов поверхности машина исключительно хорошо идет по дороге. С помощью одной кнопки слева и соответствующего меню жк-монитора я довольно быстро подстроил электронную регулировку подвески под свой вес.
Ты просто выбираешь опции, как в мобильном телефоне; это занимает некоторое время, но легко выполняется на ходу, и ты можешь, не останавливаясь, сделать подвеску мягче на бугристой трассе, или жестче на своей любимой извилистой дороге.
За два дня презентации мы проехали 900 км в самых разнообразных условиях, и мы с удовольствием вели большую машину даже под проливным дождем. Этот спортивный мотоцикл сделали для реальной жизни.
Модель: BMW K1200S
Модельный год: 2005
Двигатель: четырехтактный, четырехцилиндровый, поперечно расположенный, жидкостное охлаждение
Объем: 1157 куб. см
Диаметр цилиндра и ход поршня: 79 x 59 мм
Клапана: DOHC, четыре верхних клапана на цилиндр
Компрессия: 13:1
Мощность: 123 кВт при 10250 об./мин.
Крутящий момент: 130 Нм при 8250 об./мин.
шндукция: электронный впрыск, цифровая система управления работой двигателя с интегрированной функцией контроля рывков/скачков
Стартер: электрический
Сцепление: многодисковое в масляной ванне, гидравлический привод
Трансмиссия: шестиступенчатая, коробка с постоянным зацеплением, главная передача (оконечный привод) - вал
Подвеска: передняя - BMW Duolever с центральным амортизатором; задняя - BMW Paralever с одним амортизатором, прогрессивный уровень амортизации, удаленная регулировка предварительной нагрузки и усилия отбоя
Тормоза: спереди - два диска диаметром 320 мм с четырехпоршневыми оппозитными плавающими скобами Brembo, антиблокировочная система; сзади - один диск диаметром 265 мм с двухпоршневой плавающей скобой Brembo, антиблокировочная система
Шины: передняя - 120/70-ZR17, бескамерная; задняя - 190/50-ZR17, бескамерная
Колесная база: 1571 мм
Высота по седлу: 820/790 мм
Сухой вес: 226,5 кг
Объем бензобака: 19 литров
Цена в базовой комплектации: 15.750 долларов США (опционная электронная регулировка подвески - примерно 800 долларов).Авторы: Билл Вуд (Bill Wood), АМА, Дэйвид Абрахамс (David Abrahams), IMC, St. Petersburg, Ltd.